В понедельник,
18 ноября, в школе прошел очередной урок из цикла «Разговоры о важном». Главной
темой занятия стал искусственный интеллект (ИИ) и его влияние на жизнь
современных людей.
Центральной
темой занятия «Искусственный интеллект и человек» стали возможности и риски,
которые несет в себе технология ИИ.
Со школьниками
поговорили о применении искусственного интеллекта в разных областях — от
создания цифровых помощников и «умных» роботов до диагностики заболеваний и
исследования космоса. С ними также обсудили основные опасения экспертов и
простых людей, связанные с ИИ, — например, вопрос, сможет ли компьютер во всем
заменить человека. Помимо этого ребятам напомнили о необходимости ответственно
подходить к использованию генеративных нейросетей и других технологий с
искусственным интеллектом.
Учащимся младших
классов в доступной форме объяснили, что такое искусственный интеллект и
«умные» устройства. Им также привели примеры использования таких технологий в
повседневной жизни (голосовые помощники, программы распознавания лиц на фото и
т.д.). Помимо этого детям показали видео о создании цифровых помощников и
сферах их применения. В конце занятия ребята прошли быстрый тест, в котором им
нужно будет определить, верно приведенное высказывание об ИИ или нет.
Ученики 3–4-х
классов узнали больше о применении искусственного интеллекта в таких областях,
как медицина, экология и наука. Им также напомнили об основных правилах
безопасного использования нейросетей и других ИИ-технологий в интернете.
Школьникам 5–7-х
классов рассказали о процессе обучения нейросетей. Ребята смогли попробовать
себя в роли ИИ-тренера и научить программу распознавать симптомы ОРВИ у
человека. Учащиеся также узнали о возможностях современного искусственного
интеллекта и сферах его применения. В конце урока с подростками обсудили
возможные риски, связанные с ИИ, такие как исчезновение определенных профессий,
использование технологий мошенниками, «восстание» искусственного интеллекта
против создателей и т.д.
С учениками 8–9-х
классов подробно поговорили о том, в чем ИИ превосходит человека (обработка
больших объемов данных, точность вычислений, многозадачность и т.д.) и в чем
технологии уступают людям (креативность, эмпатия, создание чего-то
принципиально нового и т.д.). Им также рассказали о таком явлении, как цифровой
двойник, — виртуальной копии объекта или процесса, которая позволяет
моделировать различные ситуации. В заключение занятия ребята поговорили о
цифровых аватарах — виртуальных образах реальных людей, а также о рисках и
этических проблемах их применения.