ПОЛОЖЕНИЕ республиканского этапа XX Всероссийской акции «Я – гражданин России»

ПОЛОЖЕНИЕ

республиканского этапа XX Всероссийской акции «Я – гражданин России»

 

Настоящее Положение определяет порядок организации и условия проведения республиканского этапа XX Всероссийской акции «Я – гражданин России» (далее – Акция).

Акция проводится в форме конкурса в рамках реализации:

-Паспорта национального  проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при  Президенте  Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года №16);

-Плана мероприятий по реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка», приложения к протоколу заседания Проектного комитета по  Национальному проекту «Образование» от  07 декабря 2018 г. №3;

- Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2018 о. №1375-р;

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. №1726-р;

Плана  мероприятий на 2015-2020 годы по ре5ализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г №729-р;

- Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации от 03 апреля 2012 г №Пр-827;

- Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развитие молодых талантов на 2015-2020 годы, утвержденного Правительством Российской Федерации от 27 мая 2015 г. №327 п-П8;

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р;

- Плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. №423-р.

 

Цель и задачи Акции

Целью Акции является вовлечение обучающихся образовательных организаций  в общественно-полезную социальную практику, формирование активной гражданской позиции, интеллектуальное и личностное развитие обучающихся средствами проектной деятельности.

Задачи Акции:

-выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;

-формирование у обучающихся навыков проектной, исследовательской и творческой деятельности, публичных коммуникаций, презентация достигнутых результатов;

- развитие социально-личностных качеств обучающихся;

- развитие у обучающихся навыков предпринимательского мышления;

- содействие общественно-полезной деятельности обучающихся в решении актуальных социальных проблем района, села, формирование гражданской позиции и социальной ответственности;

- содействие улучшению организации учебно-воспитательного процесса на основе деятельности по реализации школьниками под руководством педагогов, студентов-наставников и бизнес-консультатов учебных предпринимательских и социально значимых проектов;

- совершенствование профессионального мастерства педагогических работников в технологиях проектирования и организация проектной деятельности обучающихся;

- выявление и поддержка  лучших социальных проектов и инициатив, обучающихся в области социального проектирования и социального предпринимательства.

 

Участники Акции

Участниками Акции могут быть обучающиеся образовательных организаций различного типа (независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности), реализующих основные образовательные программы общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей,  члены детских и молодежных общественных объединений в возрасте от 11 до 18 лет.

 

Организаторы

Общее руководство республиканским этапом XX Всероссийской акции «Я – гражданин России» осуществляет Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Непосредственное проведение возлагается на ГАУ Чувашской Республики «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии.

 

Порядок проведения Акции

Участниками Акции выступают обучающиеся, которые разработали и реализовали проект, направленный на решение социальных проблем общества.

Проект должен быть разработан в течение текущего 2019-2020 учебного года.

Номинации Акции

Проекты могут быть представлены в номинациях:

- Развитие добровольческих акций (волонтерские проекты, направленные на решение социокультурных, социально-экономических  и экологических проблем современности);

- Развитие культурного и исторического наследия (проекты, направленные на благоустройство территорий, парков, природных зон, на развитие  и капитализацию культурного наследия;

- Развитие практик общественного управления (проекты, способствующие вовлечению граждан в политическую жизнь, становлению гражданского общества и институтов самоуправления);

- Развитие финансовой грамотности населения (проекты, обеспечивающие финансовую безопасность, формирующие финансовую грамотность у разных социальных групп);

- Проекты в сфере социального предпринимательства;

- Инженерно-технические проекты (направленные на решение конкретных гуманитарных и социальных проблем при помощи технических изобретений);

- Экологические проекты (направленные на охрану и безопасность окружающей среды).

 

Этапы Акции

Акция проводится в два этапа в период  с 30 октября 2019 года по 30 апреля  2020 года.

І этап - проводится с 30 октября 2019 г  по 20 апреля 2020 года.

Во время проведения этапа предполагается ознакомление с положением о республиканском этапе Всероссийской акции   «Я – гражданин России».

До 10 декабря 2019 года образовательной организации необходимо подать заявку на участие в республиканском этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России» в электронном виде на e-mail: etker-kray@yandex.ru (Приложение №1).

В период с ноября 2019 г. по март 2020 г. проводятся  консультации по проектной деятельности.

ІІ этап Акции (заочная экспертиза) – состоится в период  с 21 апреля по 30 апреля 2020 года.

Для участия во втором этапе Акции необходимо  до 20 апреля 2020 года отправить портфолио  и презентацию защиты проекта в электронном виде на  e-mail: etker-kray@yandex.ru с пометкой письма «Портфолио (наименование  ОО)».

Портфолио должно быть подготовлено с использованием  текстового редактора Word в соответствии с «Требованиями к Портфолио» (Приложение №2). По результатам заочной экспертизы определяются  победители и призеры Акции.

 

 

Критерии оценки конкурсных работ

Экспертная оценка конкурсных работ осуществляется по следующим критериям:

Критерии оценки социального проекта:

- актуальность  избранной проблемы и ее социальная значимость;

- анализ разнообразных источников информации по избранной проблеме;

- юридическая правомерность предложений и действий команды в ходе проектной деятельности;

- ресурсное обоснование, реалистичность и экономичность проекта;

- взаимодействие с социальными партнерами проекта: государственными, общественными организациями, органами власти, группами граждан;

- нацеленность на достижение практического результата, эффективность действий по реализации социального проекта;

- целесообразность шагов по реализации проекта;

-  целесообразность шагов по реализации проекта;

- самостоятельность разработки проекта;

- качество устной презентации проекта  (форма выступления – деловой доклад, изложение всех этапов работы над проектом, достижения цели проекта, внешний вид, культура речи, отсутствие оценочных суждений).

Каждый критерий  оценивается по пятибалльной системе.

Критерии оценки паспорта проекта:

- обоснованность актуальности избранной проблемы, ее социальная значимость;

- соответствие содержания разработанного проекта заявленной теме и номинации;

- соответствие финансово-экономического обоснования (финансового плана) запланированным результатам проекта;

- обоснованность участия социальных партнеров в проекте;

- прогнозируемость эффектов и зафиксированные факты общественного признания деятельности по реализации проекта;

- результативность и измеримость результатов проекта;

- наличие и потенциальная эффективность стратегии дальнейшего развития проекта;

- информационное сопровождение реализации проекта, продвижение в социальных сетях, средствах массовой информации и др., подтвержденное публикациями.

Максимальное количество баллов по каждому критерию – 10.

Критерии оценки презентации проекта:

-  логика изложения информации, ясность и четкость;

- отражение  полноты содержания проекта;

- наличие аргументации с опорой на результаты, факты в пользу проекта;

- знание и применение принципов презентации проекта.

Минимальное количество баллов по каждому критерию – 10.

 

Подведение итогов Акции и награждение победителей

Все участники  республиканского этапа Акции получают свидетельства. Победители и призеры Акции награждаются дипломами.

Лучшие проекты республиканского этапа Акции (не более трех) направляются в оргкомитет Всероссийской акции «Я – гражданин России».

 

 

( (8 8352) 58-56-30 – Волкова Вера Алекссандровна

E-mail: etker-kray@yandex.ru

* 428018, г. Чебоксары, ул. Афанасьева, д. 13, ГАУ Чувашской Республики «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Требования к оформлению портфолио социальных проектов

«Я – гражданин России»

 

Для участия в номинации «Я – гражданин России» команда при поддержке педагогов (преподавателей обществознания, граждановедения и других учебных дисциплин, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования и т.д.) выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их учреждения (организации), микрорайона, села, района, города.

 

Исследуя сущность проблемы, проектная группа собирает различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект и оформляется в портфолио. Портфолио состоит из двух частей: папки документов и  мультимедийной презентации.

Папка документов включает в себя юридическую документацию, статистические данные, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов, другие материалы и отражает основные этапы работы проектной группы по разработке и реализации социального проекта в логической и хронологической последовательности.

Материалы в папке и в мультимедийной презентации распределяются по 4 основным разделам проекта:

Актуальность и важность данной проблемы для организации, города (Мы выбираем).

Сбор и анализ информации по избранной проблеме (Мы исследуем).

Собственная программа (план)  действий проектной группы (Мы планируем).

Реализация плана действий проектной группы (Мы действуем).

Папка документов представляется в жюри на очный этап Акции.

Мультимедийная презентация должна быть выполнена в программе Рower Point в количестве не более 20 слайдов,  не дублирующих выступление команды, а позволяющих наглядно продемонстрировать наиболее важные аспекты деятельности проектной группы в соответствии с разделами проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Социально-образовательная технология «Гражданин»

1 стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом.

Ее целью является проверка знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.

В ходе беседы, организованной педагогом, актуализируются знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.

Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).

2 стадия. Выбор проблемы.

Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.

Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут спектром актуальных проблемы и школьники, перебрав каждый из них (экология, безопасность людей, социальная незащищенность различных групп населения, увековечение памяти ветеранов, благоустройство и инфраструктура и др.) выбирают одну. Она становится объектом исследования и разработки варианта решения злободневного вопроса.

В целях соотнесения своих представлении о наиболее актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возмож­но проведение социологического исследования определенного контингента респондентов.

Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой до сих пор оставалась нерешенной?

Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории.

Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапами, учащиеся соответственно разделяется на микрогруппы, решаются определенные организационные вопросы.

3 стадия. Сбор и анализ информации.

В рамках этой деятельности учащимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

Одна группа изучает правовую информативную базу избранной проблемы. Другая группа проводит социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данной вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.

Следующая – занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения.

Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами-экспертами (возможно при помощи администрации школы или родителей) для получения взвешенной, аналитичной информации о состоянии дел в данной местности по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.

Итогом работы должна стать отобранная, доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.

4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы.

Основной задачей этой стадии является разработка программы действий по реализации социального проекта. Поэтому команде предстоит разработать такой план деятельности, который бы отвечал следующим показателям:

¨ Ожидаемый эффект (полнота реализации цели, степень социальной значимости и др.)

¨ Определенные временные рамки

¨ Простота реализации, посильность исполнения.

¨ Наличие необходимых ресурсов.

¨ Наличие определенного опыта.

¨ Правовая обоснованность деятельности по реализации проекта.

¨ Возможность использования ресурсов потенциальных партнеров, спонсоров, работников СМИ и др.

Это трудоемкий этап работы, потому что школьники должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешенную пока проблему.

На этой стадии команда дает свою версию, свой проект преодоления сложного вопроса. Здесь могут быть варианты технико-экономического, юридического обоснования того или иного варианта решения проблемы, моделирование нового нормативного документа, разработка проекта решения проблемы какой-то властной структурой, петиции и обращения разных групп граждан, определение круга деловых партнеров.

План действий по реализации проекта должен быть последовательным и убедительным, с конкретным составом исполнителей, ответственных и необходимых средств.

5 стадия. Реализация плана действий команды учащихся.

Данная стадия, предполагает, что школьники пытаются реализовать на практике полностью или частично свою версию решения животрепещущей проблемы.

В этих целях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).

С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др.

6 стадия. Подготовка к защите проекта.

На этом этапе идет работа по оформлению материала на четырех стендах из ватмана или картона (размером 80 см. X 100 см.) в виде «раскладушки», которые соответствуют 2 – 5 стадиям деятельности команды над проектом.

Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.

В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 4 – 6 человек, которые, используя материалы портфолио, а также, возможно, и видеоматериалы представляют свой взгляд на решение избранной проблемы.

Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляется сценарии выступления учащихся, отрабатываются умения отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.

7 стадия. Презентация проекта.

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.

Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри.

8 стадия. Рефлексия.

Главная цель этого этапа – анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.

При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.